ИСЦЕЛИ СЕБЯ САМ?

ИСЦЕЛИ СЕБЯ САМ?
Автор: 
Григорий Марьяновский

Может ли преступник исцелиться?

     Может исцелиться, или его должны исцелять? И что означает «быть исцеленным»: вернуться в общество правопослушным человеком (не нарушать законы), полностью реинтегрироваться в общество, ресоциализироваться (принять мораль и ценности общества), избавиться от злобы и агрессивности? 

     Вопрос о том, кто должен исцелять преступников, нужно ли вообще исцелять в местах лишения свободы, возможно ли это, не стал менее актуален с конца 19-го века (со времени первых международных пенитенциарных конгрессов).   

     Ответить на этот вопрос (если вообще существует ответ) возможно,  после создания такой системы исполнения наказаний, где неукоснительно соблюдаются  законы и правила (в контексте), причем дело не только и не столько в условиях содержания, но, главное, в понимании взаимодействия администрация-осужденный. А законы и правила должны создаваться с учетом Конституции и основополагающих международных документов, также с учетом международного опыта.

     Естественно, такая система, как и всякая идеальная система, не может быть создана в неидеальном государстве. Нет идеальных государств, нет идеальных государственных систем (и негосударственных тоже нет). Но такое несовершенное строение мироустройства совершенно не предполагает, что человечество должно себя уничтожить, не попытавшись поусовершенствовать предложенные кем-то правила игры.

     Поэтому я убежден, что система исполнения наказаний должна прилагать максимум усилий для возвращения преступника в общество другим человеком. Причем не в ту среду, которая способствовала совершению преступления, а в общество ответственных, самостоятельных людей, соблюдающих законы государства и правила общежития.   

     Переименование уголовно-исполнительной службы в пенитенциарную службу, во всяком случае, говорит о приоритетности и важности этого направления.

     Разумеется, что для глобальных изменений психологии человека и переосмыслении своих моральных ценностей, необходимо, прежде всего, его желание. Но так же очевидна и необходимость постоянной длительной поддержки извне.

     Восприятие осужденным совершенного им преступления, оценка случившегося и оценка последующего наказания (т.е. понятие справедливости с точки зрения осужденного) является важнейшим фактором возвращения человека в общество и принятия моральных ценностей этого общества, также принятие основанных на этих ценностях действующих в обществе законах.

     Задача осложняется еще тем, что подавляющее большинство осужденных уверены в несправедливости вынесенного имприговора. Об этом говорят данные мониторингов и собственные наблюдения (великое множество писем и встреч).

     Аристотель в известном сочинении «Политика» (более XXIIIвеков тому!) утверждал, что «… люди упускают из внимания вопрос «для кого» (справедливость) и потому судят фальшиво; причиной же этого является то, что они основываются тут на суждении о самих себе, в суждениях же о своих личных делах почти большая часть людей – плохие судьи. … Справедливость – понятие относительное и различается столь же от свойств объекта, сколько и субъекта».

     Поэтому использовать мнение осужденных по поводу справедливости для каких-либо выводов нужно крайне осторожно. Но учитывать это мнение сотрудникам социально-психологической службы необходимо.

     Отметим, что пока еще речь идет о воспринимаемых как несправедливость действиях законодательной и судебной власти. (Мы тут не будем учитывать заказные дела и судебные ошибки).

     Но редко кто из осужденных отделяет уголовно-исполнительную службу от других структур и других ветвей власти, и на сотрудников службы априори распространяется негативное отношение такое же, как и на всех других сотрудников уголовного судопроизводства.

     А ведь именно на эту часть государственной структуры возложена обязанность, не только осуществлять надзор, содержать осужденных в соответствующих закону условиях, обеспечивать работой и т.д., но и вернуть осужденного в общество законопослушным гражданином, сняв психологическую напряженность, убрав агрессивность, дав профессию и т.п. Т.е., свести к минимуму негативные последствия предыдущей жизни и заключения, осуществлять помощь в понимании и исправлении ошибок самого человека и общества, в ситуации, кстати, совсем не оптимальной для решения такой задачи.           

     Сразу оговоримся, что и Уголовно-исполнительный кодекс и Методические рекомендации и Инструкция по реализации индивидуальных программ социально-воспитательной работы с осужденными имеют недостатки. Но речь идет о концепции.

Закрити